05.05.2011
Житие как жанр древнерусской литературы.
В XI — начале XII в. создаются первые русские жития: два жития Бориса и
Глеба, «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского» (до
нового времени не сохранившееся). Их написание было не только
литературным фактом, но и важным звеном в идеологической политике
Русского государства.
В это время русские князья настойчиво добиваются у константинопольского
патриарха прав на канонизацию своих, русских святых, что существенно
повысило бы авторитет русской церкви. Создание жития являлось
непременным условием канонизации святого.
Мы рассмотрим здесь одно из житий Бориса и Глеба — «Чтение о житии и о
погублении» Бориса и Глеба и «Житие Феодосия Печерского». Оба жития
написаны Нестором. Сопоставление их особенно интересно, поскольку они
представляют два агиографических типа — жития-мартирия (рассказа о
мученической смерти святого) и монашеского жития , в котором
повествуется о всем жизненном пути праведника, его благочестии,
аскетизме, творимых им чудесах и т. д. Нестор, разумеется, учитывал
требования византийского
агиографического канона. Не вызывает сомнения и то, что он знал
переводные византийские жития. Но при этом он проявил такую
художественную самостоятельность, такой незаурядный талант, что уже
создание этих двух шедевров делает его одним из выдающихся древнерусских
писателей.
Просмотров: 1356 | Автор: Omg1997 | Коментариев: 13 | Категория:
|